Когда ты слушаешь кого-то внимательно, ты забываешь себя. Если ты не можешь забыть себя, ты никогда не слушаешь. читать дальшеЕсли ты слишком сознаешь себя, ты просто притворяешься, что слушаешь, - ты не слушаешь.
Когда ты восприимчив, внезапно твоя способность к воображению становится очень мощной.
Восприимчивые люди, чувствительные люди обладают очень сильным воображением.
Воображение - это одна из твоих способностей, в которой ты подходишь ближе всего к Богу. Наверное, у Бога великое воображение, мм? - просто посмотри на мир! Только подумай!
Он должен быть великим мечтателем.
На Востоке индуисты говорят, что мир - это мечта Бога, его воображение. Мир - это его волшебство, его воображение. Он ему снится, мы - это часть его сна.
Как только ты отбросил эго, ты отбросил все поражение, всю неудачу, все разочарование. Носи эго, и ты обречен на поражение. Носи эго, и ты останешься слабым. Отбрось эго, и бесконечная сила потечет по тебе. Отбрасывая эго, ты становишься рекой, ты начинаешь течь, начинаешь таять, становишься потоком - ты становишься живым.
Вся жизнь принадлежит целому. Если ты пытаешься жить один, ты просто глуп. Это все равно, что лист дерева, пытающийся жить сам по себе, - и мало того, бороться с деревом; бороться с другими листьями, бороться с корнями, думая, что все они ему враждебны. Мы просто листья на дереве, великом дереве - назови его Богом, или целым, или другим именем, но все мы маленькие листья на бесконечном дереве жизни. Нет необходимости бороться. Единственный путь прийти домой - это сдаться.
Как правило, художник - это самый эгоистичный человек на свете. Но он не истинный художник. Он использовал искусство как средство для опьянения эго.
Чем меньше художника в его работе, тем он совершеннее. Когда художник абсолютно отсутствует, творчество абсолютно совершенно - в этой пропорции, вы должны помнить.
Настоящий художник, конечно, думает о тотальности, но никогда не о совершенстве. Он хочет быть в этом тотально, вот и все. Когда он танцует, он хочет исчезнуть в танце. Он не хочет быть в нем, потому что присутствие танцора будет беспокойством для танца. Грация будет побеспокоена, на пути потока встанет преграда. Когда танцора нет, все камни исчезли, и поток очень тих, гладок. Настоящий художник, конечно, думает о тотальности - как быть тотальным? - но никогда не о совершенстве. И красота в том, что те, кто тотален, совершенны. Те, кто думает о совершенстве, никогда не совершенны, никогда не тотальны. Напротив, чем больше они думают о совершенстве, тем более становятся невротичными. У них есть идеалы. Они всегда сравнивают и никогда не дотягивают до стандарта!
Нижинский был совершенным, потому что он был тотальным. Когда он танцевал, случалось так, что он совершал в танце такие прыжки... люди не могли поверить своим глазам, даже ученые не могли поверить своим глазам. Он прыгал так, что это противоречило законам гравитации, - этого не могло быть! И, возвращаясь на землю, он падал медленно, как перо... вопреки всем законам гравитации.
Снова и снова его об этом спрашивали. Чем больше его спрашивали, чем более он это осознавал, тем более это исчезало. Прошел момент в его жизни, когда это совершенно прекратилось, и причина была в том, что он стал это осознавать - и потерял тотальность.
Точно как есть закон гравитации... есть и другой закон - закон грации, который поднимает вверх. Закон гравитации тянет вещи вниз; закон грации - поднимает вверх. В йоге это называют левитацией. В состоянии абсолютного забвения, абсолютного опьянения - опьянения божественным - в состоянии полной самоотдачи, отсутствия эго начинает действовать этот закон. Человек поднимается вверх. Он становится невесомым.
"Современный ум" - это противоречие в терминах. Ум никогда не современен, он всегда стар. Ум есть прошлое - прошлое и не что другое. Ум означает память, и не бывает никакого современного ума. Быть современным значит быть без ума.
Если ты здесь и сейчас, ты современен.
Ум никогда не оригинален и не может быть оригинальным. Не-ум оригинален, свеж, молод; ум всегда стар, гнил, застоен.
Не-ум - это ясность, чистота, невинность. Не-ум - настоящий способ жить, настоящий способ знать, настоящий способ быть.
Интеллект - это голова; разум - это состояние бодрствования сердца.
Но нет возможности никакого интеллектуального творчества. Оно может производить только мусор - производить, вырабатывать, - но не может творить.
В чем разница между тем, чтобы вырабатывать и творить? Вырабатывание – это механическая деятельность. Это могут делать компьютеры - и уже делают, и гораздо эффективнее, чем можно ожидать от человека. Разум создает, не производит.
Нужно стать немного более молчаливым, немного более лишенным мыслей. Нужно стать менее умом и более сердцем.
Творец станет исповедовать не слишком много верований; фактически, вообще никаких. И красота этого опыта в том, что этот опыт всегда открыт, потому что возможно дальнейшее исследование. Верование всегда закрыто; оно приходит к концу. Верование всегда окончено. Опыт никогда не окончен, он остается неоконченным. Пока ты живешь, как может окончиться твой опыт? Твой опыт растет, меняется, движется. Это постоянное движение от известного к неизвестному, из известного в непознаваемое. И помни, в этом опыте есть красота, потому что он остается неоконченным. Некоторые из великих песен - те, что не окончены. Некоторые из великих книг - те, что не окончены. Некоторые из великих произведений музыки - те, что не окончены. В неоконченности есть красота.
Что бы ты ни делал, делай это радостно, делай это с любовью, и если твое действие не чисто экономическое, тогда оно творческое. Если что-то растет изнутри тебя, если это дает тебе рост, - это духовность, это творчество, это божественно.
Люби то, что ты делаешь. Будь медитативен, пока ты это делаешь, - что бы то ни было! - независимо от того факта, что это такое. Тогда ты узнаешь, что даже уборка может быть творческой. С такой любовью!
Каждое человеческое существо - прирожденный творец. Наблюдай детей, и ты увидишь: все дети творческие. Мало-помалу мы разрушаем их творчество. Мало-помалу мы навязываем им неправильные верования.
Когда входит амбиция, творчество исчезает - потому что амбициозный человек не может быть творческим.
Будь приносящим дары. Делись всем, чем только можешь! И помни, я не делаю никаких различий между мелочами и великими вещами. Если ты можешь от всего сердца улыбнуться, взять кого-то за руку и улыбнуться, это творческое действие, великое творческое действие. Просто обними кого-то, прижми к сердцу, и ты будешь творческим. Просто посмотри на кого-то любящими глазами... просто любящий взгляд может изменить весь мир человека.
Чем более велик человек, тем больше времени требуется людям, чтобы его признать, - потому что, когда рождается великий человек, нет критериев, чтобы о нем судить, нет карт, по которым можно его найти. Он должен создать собственные ценности; к тому времени как он создает ценности, его уже нет.
Научись одной простой вещи; делай то, что хочешь, люби это делать и никогда не проси признания. Это значит, просить милостыню.
Ошо. Творчество 3
Когда ты слушаешь кого-то внимательно, ты забываешь себя. Если ты не можешь забыть себя, ты никогда не слушаешь. читать дальше